Новости клуба

И закончили

Летний сезон 2023 г закрыт.

 
Начали
сезон 2023!
 
Скоро весна
и начало сезона!
Федерация самолетного спорта России
ДОСААФ России
Международная федерация авиации
Главная О клубе История Годы суровых испытаний
Годы суровых испытаний

В августе 1940 года Центральный совет ОСОАВИАХИМа принимает постановление о перестройке военного обучения. При районных, городских советах Общества начали формироваться отряды и различные учебные центры, начали проводиться массовые военизированные учения.

Утро 22 июня 1941 года было для серпуховичей обычным началом воскресного дня. Городская газета «Коммунист» сообщала, что 19 июня фабрики им. Ногина, Занарская и «Х Октябрь» выполнили полугодовую программу. Целая страница посвящалась колхозникам района, пролагавшим дорогу Михайловка – Жерновка,. Объявлялось, что в парке куль туры и отдыха вечером состоится гулянье. Воспользовавшись хорошей погодой, многие жители города потянулись на окский пляж, в лес. Работники котонинной фабрики выехали в д. Подмокпово, где отрывался пионерский лагерь. 150 выпускников педучилища, сдав экзамены, ожидали распределения. Казалось, ничто не предвещало беды…

Но еще рано утром на имя председателя Серпуховского исполкома горсовета Н.С. Соколова, одновременно исполнявшего обязанности начальника местной противовоздушной обороны, поступила телеграмма с предписанием немедленно развернуть все средства МПВО и воздушного наблюдения, оповещения и связи. В 12 часов дня по радио было передано правительственное сообщение о нападении на СССР фашистской Германии.

Суровая весть быстро облетела город. Военнообязанные мужчины и женщины отправились на сборные пункты. Работа фабрик и заводов Серпухова перестраивалась на военных лад.

Буквально в первые дни войны городской совет ОСОАВИАХИМа переводится в состояние полной боевой готовности.

В середине июля 1941 года самолеты Серпуховского аэроклуба перегоняются в Коломну на поля близлежащих сел, но после бомбежек аэродрома и окского моста в Коломне в ноябре самолеты перегоняют в Петушки. В дальнейшем пошли перегоны во Владимир, Гороховец, Горький, Казань, Чебоксары, Красноуфимск и Свердловск, где в конце 1941 года учебные самолеты переоборудуются в легкие ночные бомбардировщики. В дальнейшем авиатехнику отправляют на фронт в 695 ночной легкобомбардировочный авиационный полк.

8 июля 1941 года в Серпуховской район (с. Липицы) перебазировался 178-и истребительной авиационных полк (ИАП). Ему была поставлена задача - оборонять с воздуха город и мост через Оку. Впоследствии ветераны-фронтовики в обращении к однополчанам 178 ИАП писали «Москва и мост через Оку, соединяющий столицу Родины с южным бастионом - героической Тулой, были для нас дороже жизни, и многие от дали ее». В начале Великой Отечественной войны полком командовал подполковник Р.И. Раков. Ныне одна из улиц г. Серпухова названа его именем. В сложных условиях военного времени он в короткий срок обучил молодых пилотов летному искусству, а технический состав грамотной и надежной эксплуатацией материальной части.

Летчики полка только за период с июня 1941 года по октябрь 194З года совершили 4094 боевых вылетов и сбили 4О самолетов противника.

В 178 ИАП храбро сражались летчики – И.М. Швагирев, В.А. Шишов, Г.А. Григорьев, Н.Д. Дудник, Н.И. Юрьев, С.Г. Жгун, К.Н. Мягков, и многие другие. В 178 ИАП служили многие серпуховичи-летчики - И.К. Потапенко, В.Д. Пашков, Н.Г. Ясинский, В.Д. Руденко П.А. Рожнов, Н.Т. Провоторов, М.3. Блохин.

На Красной Горе в братской могиле покоится прах 33-х воинов этого авиаполка героически погибших в 1941 - 194З годы. О героических делах авиаторов 178 ИАП рассказывают материалы музея Боевой Славы Московского областного гуманитарного колледжа.

Храбро сражались в серпуховском небе и летчики 51-й бомбардировочной авиационной дивизии дальнего действия, которой командовал подполковник Е.Ф. Логинов, впоследствии маршал авиации. Летчики соединения неоднократно бомбили объекты в фашистской Германии.

На полевом аэродроме «Дракино» весь 1942 год базировался 1-й скоростной бомбардировочный авиационный полк (СБАП) в составе трех эскадрилий для выполнения следующих боевых задач: бомбардировка аэродромов фашистов с целью уничтожения авиатехники, бомбардировка железнодорожных станций, нанесение бомбовых ударов по армии Гудериана, бомбардировка и штурмовка наземных войск фашистов, бомбардировка городов, занятых немцами, блокировка фашистских аэродромов, разведка и связь, помощь партизанам.

Штаб 1-го СБАП до 15 марта 1942 года находился в д. Дракино, затем в Белоусово, где подвергся сильной бомбардировке фашистов, а с 28марта 1942 года по 1 января 1943 года - в д. Калиново.

Командиром полка с 17 января 1940 года был майор С.А. Донченко. 22 ноября 1942 года Приказом НКО № 374 за проявленную отвагу в боях за Родину полку присвоено звание "Гвардейский" и № 22.

4 мая 1943 года полку присвоено наименование Красноярский.

4 июня 1945 года полк удостоен ордена Суворова III степени.

4 летчика полка удостоены высокого звания Героя Советского Союза: С.А. Черновский - 197 боевых вылетов, Н.А. Мостовой - 215 боевых вылетов, И.А. Кобылянский, Н.Д. Пахотищев - 268 боевых вылетов.

За мужество и героизм, проявленные в боях Великой Отечественной войны, семерым воспитанникам Серпуховского аэроклуба было присвоено высокое звание Героя Советского Союза. Высшей воинской награды удостоены: Федоров Александр Яковлевич, Дементьев Евгении Ильич, Митрохин Василии Борисович, Мухин Анатолии Федорович, Трофимов Николаи Леонтьевич, Орлов Александр Иванович, Сивцов Николаи Степанович.

С серпуховской землей связаны имена и других летчиков, героически защищавших Родину – М.В. Кузнецов, П.П. Радчук, П.П. Глазков, Д.Н. Степанов, М.М. Костиков, В.Л. Горшков, В. Кашутин, И.В. Лебедев, В.И. Шилов, И.С. Мурашов, И.Е. Баранов, А.Н. Томашевскии, С.Н. Ловцов. О сражениях тех лет напоминают могилы павших в боях воинов и памятные обелиски на земле серпуховской…

 

 

Аэродром Дракино

Здесь высший пилотаж и полет на самолете Як-52 доступен для всех

 


 © Серпуховский АСК